Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Копия Главное меню

PDF Печать E-mail
Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Administrator   
15.03.19 00:00

15 марта 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ТЕХНОЛОГИИ

Образование с самой общей точки зрения – это одновременно и процесс, и результат усвоения знаний и умений. Оно всегда имело, по крайней мере, два стратегических ориентира – на личность (её духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям).

В настоящее время современное образование претерпевает значительные изменения. К основным направлениям развития технологического образования относятся следующие тенденции: появление новых форм образования, обеспечивающих гибкость подготовки к рынку труда; переход к гибким специальностям, в соответствии с потребностями общества; создание условий для индивидуализации образовательного процесса в учебном заведении; возможность получения непрерывного и многоуровневого образования; повышение конкурентоспособности специалиста, умеющего быстро переучиваться, владеющего навыками самостоятельной работы. Образование в широком смысле может выступать одним из движущих факторов социального прогресса. Образование в современных условиях становится личностно значимым, представляя, с другой стороны, несомненную ценность для общества

Особыми возможностями для достижения вышеуказанных ориентиров обладает предметная область «Технология».

Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать каждому следующему поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода. Как же помочь юному человеку развить в себе способность творчески мыслить, которая будет так необходима в дальнейшей, профессиональной жизни? Какова роль педагога-наставника, и каковы его возможности в этом сложном процессе?

Известно, что подражание – начало начал любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Придя на урок технологии, обучающийся учится самостоятельно работать, творчески мыслить. Пусть ученик ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску: не сковывать, не сдерживать, не сгибать.

Процесс становления подростка как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен  вмешиваться очень осторожно. Мы ошибаемся, когда пытаемся дать обучающимся готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития. Еще Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а надо учить мыслить.

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм педагога заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.

Что же такое творческие способности? Это способности, которые позволяют человеку самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д.Б. Богоявленская считает, что

«творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком» .

Одним из компонентов эстетического воспитания и технологической культуры, поэтапным формированием и развитием которой занимается учитель технологии, являются аналитико-творческие и художественные способности. Основным видом деятельности, как утверждают психологи, является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

Бесспорно, – игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.

Какие же формы игровой деятельности используются на уроках технологии для развития технико-творческих способностей?

1. «Игры- заигрывания»- они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую, дети воспринимают эти игры как развлечения, а педагог делает выводы. Трудовое обучение данный тип игр затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики.

2. Игры моделируют технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на 2 группы:

2.1. Ознакомительные игры дают теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике.

2.2. Пробные тренинговые направлены на практическое применение знаний и умений, т.е. составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приёмов.

3. Игры разминки – для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету; разминки служат хорошим индикатором усвоения школьниками учебного материала, поэтому их целесообразно применять  для повторения и закрепления.

4. Профориентационные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив. В качестве моделей служит система основных факторов выбора профессии, где ЛПП намечается с учётом профессиональных склонностей, притязаний информированности о мире профессий, позиции окружающих.

Большое значение придается развитию ассоциативного мышления. Создание ассоциаций - процесс творческий, но ничего сложного в нем нет, для чего использую такие упражнения, как: «Цепочка ассоциаций», «Заполнение промежутка», множественные ассоциации, нестандартные ассоциации. Если уделять упражнениям 10-15 минут в день, то ассоциации будут с каждым разом ярче и интереснее, а придумывать их будет все легче и легче, в конечном итоге вы будете запоминать любой новый материал быстрее и надолго.

Развивая творческие способности обучающихся, особое внимание важно уделять развитию их мышления, способности владеть приёмами поисковой и творческой деятельности.

Современных школьников не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок-лекция с обратной связью, урок-дискуссия, урок-конференция, интернет-урок, урок- встреча, урок-состязание, урок – викторина, урок – круглый стол, урок-защита, урок – КВН, урок-экскурсия, бинарные уроки, деловые и ролевые игры – охватывающие несколько образовательных областей, т.е. метапредметность, а также различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей:

Сообщения интересных фактов из жизни и деятельности ученых, известных конструкторов.

Выпуск стенгазет, составление кроссвордов.

Разработка тестов, технологических карт.

Сравнительный анализ различных конструкторских приемов.

История появления и развития различных технологий, их инновационный эффект или причины его отсутствия.

Интернет-исследования на сравнительный анализ и выбор объектов труда.

Написание мини-исследований.

Выполнение реферативных работ.

Выполнение проектов и т.д.

Выявление творческих и талантливых школьников в нашей школе проводится через внеурочную работу: работа кружков, подготовка и участие в олимпиадах различного уровня. в том числе интернет- олимпиадах и конкурсах, проведение предметных недель и тематических общешкольных мероприятий по технологии, участие в организации и оформлении выставок как школьных, так и за пределами школы, разработка дизайна и оформление помещений для различных мероприятий.

Эта работа направлена на воспитание, развитие личности подростков и обучение через реализацию дополнительных и образовательных программ. Данная работа предназначена удовлетворять изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности. Так учителями разрабатываются программы обучения в области дополнительного образования, обобщается опыт внеурочной работы.

В своей деятельности мы опираемся на личностные интересы, потребности, способности обучающихся, возможность их свободного определения и самореализации.

Таким образом, обучение технологии позволяет ученику осознать себя субъектом, добровольным участником процесса: ему предоставляется возможность определить круг изучаемых предметов, спецкурсов предпрофильной и профильной подготовки, выбрать форму своего участия в творческой жизни школы; дается возможность проявить свой интерес, реализовать свои желания для совершенствования своего «я». Такая активная позиция современного школьника способствует осмыслению приобретаемого трудового опыта. При этом ответственность становления профессионального «я» задаётся и интересом ученика, и отношением учителя.

Анализ педагогической деятельности показал, что пути решения проблемы творческого развития лежит в создании системы урочной и внеурочной деятельности школьников, в определении основных направлений технологической деятельности в воспитательно-образовательном процессе школы.

Таким образом, роль учителя технологии в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.